Профсоюзный лидер Пассажирского вагонного депо Владивосток (структурное подразделение АО ФПК) Наталья Кунделеева в отрасли работает уже 32 года, из которых 15 лет возглавляет профорганизацию предприятия.
Почему из 1200 членов трудового коллектива в профсоюзе состоят практически все, включая руководство, что такого дает им профобъединение, и почему она сама связала свою жизнь с защитой трудовых прав коллег, - об этом мы поговорили с Натальей Викторовной накануне Дня железнодорожника.
- В депо я пришла в марте 1992 года. Это были сложные времена, когда в стране закрывались предприятия, людям подолгу не выплачивали зарплату, а железная дорога представляла собой некий монолит стабильности. Начинала бригадиром в конторе обслуживания пассажиров, затем неоднократно меняла сферу деятельности внутри предприятия и уже с должности ведущего специалиста по охране труда перешла на позицию освобожденного председателя профкома, когда меня выбрал коллектив. Это было в 2009 году, и с тех пор моя основная работа связана с профсоюзом. Поскольку работу на предприятии хорошо знаю изнутри, то прекрасно понимаю нужды и требования коллег и стараюсь сделать все для того, чтобы они хотели трудиться на нашем предприятии и в отрасли в целом.
- Чем вас так увлекла профсоюзная работа? На предприятиях железной дороги довольно высокий профохват, но далеко не все идут по этой лестнице.
- Я человек такого склада, что не могу просто сидеть на месте. Конвейер и однотипная рутинная работа - не мое. Люблю движение, общение, нравится узнавать что-то новое и открывать в себе способности, о которых, возможно, и не подозревала. И профсоюз все это дает: знания, знакомства, возможность сделать что-то интересное, полезное и хорошее для коллег.
И потом, у меня всегда были хорошие примеры перед глазами. Когда пришла работать бригадиром, оказалась в подразделении, где трудились более трехсот человек. Там уже был сформированный профактив. Я сначала просто помогала, затем меня выбрали профгруппоргом этого участка. Меняя должности, я уже не расставалась с профсоюзом. Постепенно вошла в состав профкома предприятия, затем, благодаря доверию и поддержке коллег, возглавила его. И, оглядываясь назад, ничуть не жалею, что моя карьера сложилась именно так.
- Как мотивируете коллег на вступление в профорганизацию, каков ваш главный аргумент?
- Все просто: не будет профсоюза - не будет коллективного договора, а значит, и отличного соцпакета, который предлагает наше предприятие, и чем славится система РЖД в целом. В любой компании бывают разные ситуации, в том числе непростые с точки зрения финансов. А если есть колдоговор – значит, все прежние договоренности официально закреплены, реально работают, и каждый имеет возможность воспользоваться полным объемом гарантий.
Вообще, сильный, емкий коллективный договор, над которым профсоюз и работодатель работают вместе, – это базовая вещь на любом предприятии, все остальное, вроде культурно-массового сектора и других приятных бонусов, идет сверху.
Очень важна правозащитная функция профсоюза. У нас все работники знают о том, что, если тебя обидели, несправедливо наказали, не выполняются какие-то положения коллективного или трудового договора, налицо нарушения трудового законодательства - профсоюз всегда отреагирует, вмешается, разберется и исправит. И люди это ценят.
Большую роль играет профорганизация и в решении социальных вопросов. Согласитесь, когда у работников есть возможность отдохнуть за символические деньги на базе отдыха с семьей, бесплатно сводить ребенка на цирковое представление, получить матпомощь в трудной жизненной ситуации - это дорогого стоит.
Мы с коллегами по профсоюзному комитету стараемся охватывать все аспекты работы. Коллектив большой - почти полторы тысячи человек. Для одного важно чувство защищенности от безосновательных дисциплинарных взысканий, для другого – бесплатный поход в театр, для третьего – возможность качественного оздоровления. И наша задача – закрыть потребности каждого.
- Как складываются отношения с руководством?
- Профсоюз и работодатель - партнеры. У нас хорошие рабочие отношения с руководителем, он прислушивается к профкому, идет на компромисс, отменяет какие-то решения, затрагивающие трудовые отношения.
Конечно, когда меняется руководство, то приходится заново выстраивать отношения, доказывать свою правоту, отстаивать принципы работы профорганизации, где-то демонстрировать «зубы», но в итоге отношения все равно складываются. При этом недостаточно просто заявить о себе: я представляю трудовой коллектив, и со мной надо считаться. Если ты хочешь, чтобы отношения с тобой выстраивались на равных, то должен демонстрировать не только твердость, но и грамотность, компетентность, а для этого нужно постоянно учиться, что мы и делаем на регулярной основе.
И я горжусь тем, что на нашем предприятии и руководитель, и весь административный аппарат - в профсоюзе.
- Вы уже упомянули сильный коллективный договор. Расскажите о льготах и гарантиях для сотрудников предприятия подробнее.
- Их много. Это и материальная помощь к отпуску в размере 50% оклада, и льготное санаторно-курортное лечение с оплатой от 10 до 35% его стоимости, и льготные путевки в детские лагеря, за которые родитель платит всего 10-20% от их цены. Кроме того, мы уже четыре года возим детей сотрудников во Всероссийский детский центр «Океан», оплачивая половину дорогостоящей путевки, - и это тоже огромный бонус для работников, который те очень ценят.
Есть возможность всей семьей поехать на наши ведомственные базы отдыха - «Утес» в Рязановке и «Морской берег» в бухте Тавайза – на таких же условиях. А также - бесплатный проезд по железной дороге, причем как месту работы, так и к месту отдыха в купейном вагоне, и так называемый дачный билет.
Я уже не говорю о большом перечне видов материальной помощи: при рождении ребенка, на свадьбу, в случае смерти близких родственников, при получении бытовой травмы, на дорогостоящее лечение, в том числе стоматологическое.
У всех сотрудников есть полисы ДМС за счет предприятия. Производятся выплаты за преданность компании: три года проработал - получил два оклада, пять лет – три оклада, а затем раз в пять лет тебе выплачивают пять окладов просто за то, что ты по-прежнему работаешь на предприятии. А когда сотрудник уходит на пенсию, то получает выплаты, привязанные к среднему заработку, в зависимости от стажа работы..
- Часто ли приходится объяснять далеким от профдвижения людям, что такое профсоюз?
- Все реже встречаю тех, кто нуждается в таких объяснениях, в нашей отрасли так точно. Недавно была в отпуске в Пятигорске, и меня неоднократно спрашивали, где я работаю. «В профсоюзе, на железной дороге», - отвечала я, и вопросов больше не возникало. Напротив, часто слышала в ответ: «Да, у вас на железной дороге профсоюз силен!». Приятно было, не скрою. Значит, не зря мы с коллегами по общероссийскому отраслевому профобъединению свои места занимаем.
- Что пожелаете коллегам накануне профессионального праздника?
- Руководителям профорганизаций отрасли– терпения, стойкости и надежных помощников в лице профактива. А всем железнодорожникам –крепкого здоровья, мощных социальных гарантий, безопасных условий труда и профессиональных успехов в такой важной и нужной работе!