Чем профсоюз может помочь работодателю, а депутатский мандат – профактивисту, что лучше всего мотивирует людей на вступление в профорганизацию, - об этом мы говорили с лидером профсоюзной организации образования г. Большой Камень, депутатом муниципальной думы, учителем математики Еленой Остапенко.
- Понимание того, что без профсоюза никак не обойтись в нашем деле, пришло, когда я была, как ни странно, директором школы. Мы с коллегами тогда практически реанимировали городскую профорганизацию, в которой на тот момент почти не осталось людей.
Во-первых, так проще коммуницировать с коллективом – через его официального представителя. Во-вторых, так самим директорам образовательных организаций легче решать проблемы своих учреждений.
- Почему, и каким образом?
- Потому что директор сам ничем не защищен, и когда ты говоришь «нет» учредителю, а учредитель является твоим работодателем, то он не понимает, как ты можешь сказать это самое «нет». Но при этом у руководителя всегда есть шанс сослаться на законные требования профсоюза. И я увидела, как стали открываться двери, в которые раньше не могла достучаться, как стали выполняться те вещи, которых я для коллектива не могла прежде добиться. Например, вопросы стимулирования оплаты труда, награждения педагогов, режима работы и другие.
Помню, как-то стояли жуткие холода, и было понятно, что из-за низкого температурного режима надо закрывать школу, а мне говорят – нет, нужно работать. И у меня есть аргумент - ссылаюсь на профсоюз, говорю, что он держит вопрос температурного режима на контроле, и нам идут навстречу.
Или наоборот, летом жарко и нужны кондиционеры, преподаватели же продолжают работать. И снова с помощью профсоюза добиваемся финансирования на эти цели.
Подобных примеров я могу приводить множество.
- Вы, кстати, сами ушли с должности директора, почему?
- Потому что нужно давать дорогу молодым. Не сидеть в директорском кресле по 30-40 лет, как бы это не было удобно и комфортно, а уступать место тем, кто может привнести в учреждение образования что-то новое, более прогрессивное.
Другое дело, что я думала уже пойти на полноценный заслуженный отдых, а меня вдруг в мае 2017-го избрали председателем городской отраслевой профорганизации, а в сентябре - еще и муниципальным депутатом. Отдохнуть не получилось, но второе – и даже третье – дыхание появилось (смеется).
- Депутатский мандат помогает решать какие-то профсоюзные вопросы?
- Безусловно. Так, например, в 2022 году большекаменских педагогов «обидели». По краю у коллег прошла индексация, а у нас – нет, учредитель решил, что нам она не положена. Мы этот момент оспорили. И в этом как раз помогло наличие депутатского мандата, открывающего любые двери в городской администрации. Параллельно к решению проблемы подключились юристы крайкома нашего профсоюза, мы придали ее огласке в СМИ, и нам вернули все недополученные средства.
Другой пример. Когда с 1 сентября 2022 года в школах ввели Разговоры о важном, то педагогам дополнительную нагрузку не оплачивали, что несправедливо, ведь это полноценные уроки, к которым надо готовиться. Но мы добились того, что ее протарифицировали, и всем учителям зарплаты пересчитали. В этом также помог мандат, придающий дополнительный вес и авторитет.
После повышения заработной платы с 1 декабря на 18,1%, в рамках заседания городской думы мы скорректировали бюджет на 2024 год. И когда кто-то из участников спросил, а хватит ли у нас денег на это, справимся ли мы с этим в принципе, прозвучал ответ: «Ну нам же профсоюз образования не позволит этого не сделать, так ведь, Елена Николаевна?». Я говорю: «Только попробуйте» (смеется).
Помогает депутатская работа и в общении с членами профобъединения. Прекрасно понимая, как устроена бюджетная политика, как идет распределение денежных средств, я могу дать обоснованные ответы на любые вопросы, касающиеся финансирования отрасли.
- Что с численностью городской профорганизации?
- Она постепенно растет, притом, что мы никого не загоняем в профсоюз силой. Мне вообще кажется, что мотивировать людей должен не руководитель первичной организации, а сами коллеги, которые скажут: «Иди к нам, у нас здорово!».
У нас, например, действительно здорово. Ежегодное обязательное страхование от несчастного случая всех членов профсоюза, подарки и билеты на представления для детей на Новый год, выезды на концерты, в цирк и экскурсии по краю с предоставлением автобуса, поездки на семинары и форумы в другие регионы. Консультации по вопросам трудовых отношений и юридическая поддержка в суде для членов профорганизаций. Также недавно мы продиагностировали слух почти 90 работникам отрасли, пригласив компанию «Аудионика», партнера проекта «Электронный профсоюзный билет». А за счет средств городской профорганизации установили на школы мемориальные доски педагогам-участникам Великой Отечественной войны.
Люди видят, что они не одни, не брошены, им есть куда обратиться, если случится беда или другой форс-мажор. Ощущение, что ты не один, крайне важно для каждого.
- Над чем работает городское профобъединение сегодня?
- Над подписанием отраслевого соглашения с управлением образования Большого Камня. В крае есть подобный трехсторонний документ на уровне профильного министерства, нужно заключить его и на местном уровне. Это важно, потому что такие соглашения фиксируют обязанности сторон, и ни одна их них не может отказаться от их выполнения
- Какая из проблем в отрасли образования Большого Камня стоит особенно остро?
- Дефицит кадров.
- Неожиданно. Казалось бы, в городе полным ходом идет строительство самых разных объектов, приезжают молодые специалисты…
- Приезжают, только не к нам, не в образование, а на эти самые стройки. Более того, у нас даже педагоги по английскому, физике и математике уходят туда, потому что там более конкурентная зарплата и сама среда, есть возможность получить арендное жилье. В отрасли образования таких возможностей нет. Работая на одну ставку, арендное жилье не потянешь, а чтобы работать на две – нужны силы и здоровье. Мы, конечно, поднимаем кадровую проблему на трехсторонней комиссии, рассматриваем на уровне управления образования, регулярно обсуждаем с руководством городской администрации, но пока решить вопрос не получается – слишком сильный конкурент. И наша задача – находить какие-то другие мотивационные инструменты, чтобы сохранять педагогов в отрасли и привлекать новых. Это первоочередной для нас вопрос сейчас. Над ним и работаем.