Мы работаем, чтобы сделать жизнь лучше!

Новости

Крайком профсоюза образования направил предложение Минтруду о начале коллективных переговоров по разработке отраслевого Соглашения.

В Федерацию профсоюзов Приморского края поступили сведения о двух смертях и четырех тяжелых травмах на предприятиях региона.

Во Владивостоке разнорабочий компании «Ремос» получил смертельную травму. 41–летнего мужчину зажало между бетонными блоками.

56-летний вахтенный моторист компании «Севморречфлот» скончался во время стоянки в Магаданской области.

Во Владивостоке 64 –летняя акушерка «Приморской краевой клинической больницы №1» получила тяжелую травму, упав со стремянки.

30-летний вахтенный матрос компании «Антей» получил тяжелую травму при выборке буев крабового порядка.

На электрогазосварщика строительной компании «БТС СК «Мост» упала металлоконструкция. Мужчина 60 лет получил тяжелую травму.

Представители профсоюзов Приморья участвуют в расследовании этих происшествий.

Данные предоставлены членскими организациями ФППК.
Подробно ...

«И дети почувствовали тот огонь, который я хотел им передать», - Константин Квиташ
Почетный работник образования, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ, эксперт Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования», - чтобы перечислить все регалии Константина Квиташа не хватит и нескольких страниц. Учитель географии, наставник, а с недавних пор еще и исполняющий обязанности директора михайловской средней школы им.
Генеральный секретарь ВКП принял участие в работе Третьего Евразийского экономического форума
Форум приурочен к 10-летию подписания Договора о Евразийской экономическом союзе.

Новости

«… И тогда рождается магия, на которую идет зритель», - Анастасия Капшук


27 Мар 2024 в 00:00

Коренная дальневосточница Анастасия Капшук работает в Приморском краевом театре кукол уже 29 лет. Она артист-кукловод и заведующая труппой. О том, почему она никогда не говорит, что идет на «работу», из-за чего артистам-кукольникам приходится на сцене сложнее, чем драматическим актерам, почему куклу нельзя класть лицом вниз, и зачем творческим людям профсоюз, мы поговорили накануне Дня театра.  

- Анастасия Григорьевна, почему выбрали именно театр кукол, ведь на выходе из вуза перед вами было открыто много дорог.

- Узнала в свое время, что это синтетический вид искусства и совершенно особенный, ведь ты должен не только сам сыграть роль, но еще и передать эмоции, чувства через куклу с которой работаешь, и способный на это актер обладает даже большим диапазоном возможностей, чем его коллега из драматического театра. Мне захотелось получить такой опыт. Хотя, не скрою, как и большинство студентов, думала – вот поработаю немного здесь и потом уеду развиваться дальше.

IMG_3062.JPG

В краевом театре кукол в то время работали прекрасные артисты-кукольники, настоящие мастера своего дела - Вера Горовая, Людмила Овчинникова, Любовь Ильенко, Татьяна Ведерникова, Владимир Кахно. А художественным руководителем был Виктор Васильевич Бусаренко, который, к слову, как раз и набирал мой курс, но затем передал другому педагогу и ушел работать в краевой департамент культуры. Я, как его ученица, верила, что он меня возьмет. Так и случилось. 1 июня 1995 года наш курс выпустился, а 5 июня я уже начала работать в театре.

- Помните свои ощущения в этот период?

- Конечно. Мы, молодые актеры, были очень самоуверенные, даже чуть нагловатые, пришли с посылом – вот мы какие, любите нас! А нам в ответ: «Стоп. Сначала вы полюбите кукол, полюбите всем сердцем эту профессию, а потом посмотрим». Наши старшие партнеры сразу дали понять, где и как мы себя должны себя вести, что такое сцена и что такое кукла.

Бытует мнение, что театр кукол —это легко и просто, ну подумаешь, взял игрушку в руки. Как бы не так. Это филигранное искусство. Задача – оживить своего персонажа – не всегда поддается даже профессионалу, а тут мы, такие смелые.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.39.59_cf2041b7.jpg

И я очень благодарна нашим наставникам - талантливым, требовательным, бесконечно любящим свою профессию. Это они привили мне любовь к этому театру, незаметно от меня самой.

- Каким был первый спектакль с вашим участием?

- «Три поросенка». Нас взяли во второй состав, и нам предстояло освоить ростовые куклы. Они казались такими легкими, простенькими, оставалось научиться держать уровень, и у меня получилось.

Параллельно в театре шли большие, сложные спектакли, например, «Волшебная лампа Аладдина» - трехплановый, с ширмой, ростовыми куклами на разном уровне. И вскоре мне доверили в этом спектакле быть рукой Джина. Я думаю – ну раз я с поросенком справилась, что может быть сложного в этой роли. Но не тут-то было. Кукла была крупной, рукой надо было работать в определенном ритме, точно знать, на какое слово приходится какое движение или жест. Ответственность тоже была выше - когда с одной куклой работают сразу три человека, ты уже не сама по себе, а в связке с партнерами, и важно чувствовать друг друга и стать единым персонажем.

Нас активно вводили в спектакли, и каждая следующая роль учила чему-то новому. Например, в спектакле «Аленький цветочек» нам, молодым актерам, доверили стоять в виде больших деревьев, а в конце сцены ожить и исчезнуть. И снова кажется – ничего сложного. Но с непривычки находиться в одной позе, особенно если изначально встал как-то не так, было мучительно трудно.

И так роль за ролью, я и сама не заметила, как потихоньку меня этот театр в себя впитал. Я даже другого слова не подберу, - именно впитал. И до такой степени, что мне любая работа стала интересна.

- А бывает так, что изначально роль не нравится или не получается, а потом становится родной?

- Да, столкнулась с этим, когда меня, молодую актрису, вводили в спектакль «Кто в сапогах?». Это музыкально-танцевальная история с куклами разного плана. И мне казалось, что-я-то как раз умею и петь, и танцевать. Но не все так просто. А главное, именно тогда мне преподали важный урок. На одной из первых репетиций режиссер прервал сцену: «Ты не готова, репетиция окончена, все свободны». И когда мои партнерши ушли, я не плакала – рыдала. Но урок усвоила. Приходила раньше всех, договорилась чтобы мне включали фонограмму, под которую я пела, танцевала, злилась на свои ошибки, исправляла, бесконечно шлифовала роль. В итоге я вошла в этот спектакль, долго в нем жила и очень его любила. Здесь как раз все логично: когда ты частицу себя даришь какой-то работе, она не может не прорасти в тебя, не стать родной.

- И все же, из десятков сыгранных спектаклей какой самый любимый?

- Самые дорогие сердцу - «Три поросенка», «Буратино», «Солнышко и снежные человечки». Разбуди меня среди ночи – текст помню наизусть.

А вообще, наиболее любимые спектакли сыграны в «черном кабинете». Когда тебя не видно, у детей создается впечатление, что кукла сама по себе оживает и разговаривает, - и рождается волшебство, на которое и приходит зритель.

Театр, в моем понимании, это единый живой механизм. Убери один винтик – и он начнет пробуксовывать. И эти винтики – не только актеры, но и монтировщики, звукооператоры, световики, художники. Мы не можем существовать по отдельности - только вместе. И когда каждый работает не просто профессионально, но с душой – тогда и рождается та самая магия, ради которой и приходят на наши спектакли.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.39.59_6803a0f6.jpg

- Расскажите о вашем зрителе, какой он?

- К нам приходят семьями, не только дети, но и взрослые. И, к слову, иногда реакция взрослых поражает и радует больше всего. Во время спектакля поднимаешь глаза – и видишь счастливого, улыбающегося мужчину - папу, в котором проснулся внутренний ребенок. И хочется сказать – так приходите к нам почаще за этим ощущением! Тем более что у нас есть спектакли на разные возрастные группы, начиная с категории 0+, где малыши участвуют тактильно, для деток от 3 лет и старше, которые уже сидят и смотрят, для подростков от 12 лет, а также вечерние варианты – например, «Любовь к трем апельсинам», «Дорогой Бог», «Ревизор», «Можно попросить Нину?» и другие.

Что же касается маленьких зрителей, то не могу не отметить с сожалением, как меняются поколения детей. Сегодняшним малышам почти перестали читать книжки, все чаще мы видим детей в колясках с планшетами и телефонами, потому что так удобно их родителям. Но ведь ничто не развивает эмоциональный интеллект так, как книга, как театр! Как жаль, что многие мамы и папы об этом забывают.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.39.58_e5bc4d17.jpg

- Актриса, заведующая труппой, - как вы все успеваете?

- Я даже не задаюсь таким вопросом, мне кажется, это так органично. Я не чувствую себя кем-то отдельно. Я ощущаю себя частью театра, продолжаю пульсировать вместе с ним, с коллегами, которые для меня давно больше, чем просто коллектив, а действительно родные люди.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.33.08_e1fba429.jpg

- Какими качествами должен обладать тот, кто мечтает работать в вашем театре?

- Помимо того, что нужно искренне любить этот вид искусства, надо понимать, что это большой труд. Нельзя сдаваться, когда что-то идет не так. Надо сказать, себе твердо: «У меня все получится, я все освою, научусь управлять куклой, реквизитом».

Настоящая любовь к театру проявляется через твою работоспособность, через желание научиться. Потому что среди нас, актеров – далеко не все кукольники по образованию, нас выучили и вырастили наши мастера-наставники, а мы смогли принять эти знания. И, конечно, надо любить кукол. Неслучайно есть определенные правила – нельзя их класть лицом вниз или бросать на пол.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.39.58_cf63266f.jpg

Наш театр, как я уже сказала, - синтетический, мы работаем в спектаклях не только как драматические актеры, но и взаимодействуем друг с другом через свои куклы, добираясь в итоге до сердца зрителя. Поэтому для нас куклы – это живые персонажи, если хотите - наши дети.

- Кстати, что с ними происходит потом, когда они больше не играют?

- В основном, остаются жить в театре. Мы, кстати, планируем создать в ближайшее время музей-выставку, где представим кукол и из действующего репертуара, и из уже списанных спектаклей. Уверена, это будет интересная история.

Изображение WhatsApp 2024-03-19 в 13.39.59_915b196e.jpg

- При всей вашей профессиональной нагрузке вы еще и заместитель председателя профорганизации, и это тоже работа. А зачем вообще театру профсоюз?

- Как зачем? Творческие люди тоже нуждаются в защите своих трудовых прав и интересов.

Если происходит авральная ситуация, когда рабочий день начинается, например, с раннего выезда, затем репетиции, спектакли, в том числе вечерние, - все должны быть уверены, что нагрузка будет распределена верно, найдется время нормально пообедать и выдохнуть, а переработка будет справедливо оплачена либо предоставят дополнительный выходной.

Эти и другие «нетворческие» вопросы требуют решения, иначе они могут сломать тот слаженный механизм, о котором я говорила ранее, начнется текучка кадров, и театр будет испытывать очередной кризис.

Я много говорила сегодня о любви к профессии, о том, что театр для нас – второй дом, но не будем забывать о близких, семьях. Когда ты за все сферы жизни спокоен, когда у тебя хватает времени и на общение с детьми, друзьями, и на заботу о здоровье, и на решение бытовых вопросов, - тогда ты и на сцену выходишь с удовольствием.

Когда в нашем театре появился профсоюз – появился коллективный договор, прописывающий все положенные сотрудникам гарантии и льготы. Люди поняли, что они защищены: если ты переработаешь – тебе заплатят, если несправедливо, на твой взгляд, накажут – профком вмешается и разберется, если случится беда – тебе помогут. Это касается и актерского цеха, и монтировочного, звуко-осветительного, бутафорского, - всех без исключения. И сегодня уже не нужно убеждать никого в том, что с профсоюзом - спокойнее и надежнее.