Мы работаем, чтобы сделать жизнь лучше!

Коллективные действия

Данные на 22 апреля 2024

В Федерацию профсоюзов Приморского края на минувшей неделе поступили сведения об одном тяжелом несчастном случае на рабочем месте.

При маневре погрузчика серьезную травму ноги получил  57-летний старший механик «Находкинского морского рыбного порта».

Представители профсоюзов Приморья участвуют в расследовании этих происшествий.

Данные предоставлены членскими организациями ФППК.
Подробно о ситуации на рынке труда Приморья смотрите в таблице.
«Если вы хотите стать достойным представителем нового поколения, то вам точно по пути с профсоюзами», - Вячеслав Гнездилов

Чем привлекательны профсоюзы для студентов и молодых работников предприятий, есть ли там возможности для личностного роста, существует ли проблема «отцов и детей» внутри организации, - об этом мы поговорили с членом Молодежного Совета профсоюза работников здравоохранения Приморья, врачом-наркологом Краевого наркологического диспансера, победителем конкурса «Первые.

Пинского наградили Медалью Столыпина II степени
Награду вручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин

Коллективные действия

Минимальная заработная плата в республике установлена в размере 5130 рублей.


16 Окт 2009

Уважаемый Председатель ФНПР!

Уважаемый заместитель полномочного представителя Президента РФ по ДВФО!

Уважаемые организаторы и участники Первого Дальневосточного профсоюзного форума!

Прежде всего, разрешите приветствовать вас от имени профсоюзов Республики Саха (Якутия). Уруй-Айхал! Поддерживая идею проведения обсуждения актуальных проблем профсоюзов в формате первого дальневосточного межрегионального Форума, мы якутяне желаем всем плодотворной работы. Выражаем надежду, что здесь состоится конструктивный диалог, итогом которой станут конкретные решения, направленные на сохранение и развитие трудового потенциала, защиты социально-трудовых прав трудящихся с учетом особенностей социально-экономического развития нашего Дальневосточного Федерального округа.

В последние годы вектор государственных интересов России разворачивается в сторону ДВФО все интенсивнее и целенаправленнее. И Республика Саха (Якутия), являясь крупнейшим субъектом округа, находится на особом положении в социально-экономической системе координат Дальнего Востока.

Ключевым документом, ориентиром стратегического развития на данном этапе является одобренная заседанием Правительства РФ в феврале 2007 года Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. С учетом этого, определены, согласованы и начали реализовываться стратегические инвестиционные проекты до 2020 года. Прежде всего, проект «Южная Якутия», в реализацию которого заложен принцип государственно-частного партнерства.

Все эти проекты соответствуют стратегическим направлениям развития Дальнего Востока и сочетаются с отраслевыми стратегиями Российской Федерации, предусмотренными в принятых и проектных документах федерального уровня (в частности, в Транспортной и Энергетической стратегиях).

Несмотря на объективные причины снижения основных показателей социально-экономического развития республики, так как наша экономика является экспортно-ориентированной, особенно в сфере алмазной и угольной промышленности, сегодня требуется закрепить наметившиеся тенденции стабилизации в экономике.

В первую очередь, необходимо не допустить снижения уровня доходов населения, повысить эффективность антикризисных мер, принимаемых правительством.

Одним из основных направлений работы Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) является повышение доходов трудящихся, устранение высокой дифференциации в системе оплаты труда.

В результате наших неоднократных обращений в адрес Правительства республики, Республиканского объединения работодателей 28 октября 2008 года на заседании Республиканской трехсторонней комиссии принято новое Соглашение «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)», согласно которого с 1 января 2009 г. минимальная заработная плата в республике установлена в размере 5130 рублей.

Считаем это важным достижением профсоюзов республики, особенно, если учесть, что изначально в принятом Правительством Республики Саха (Якутия) проекте Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» был установлен размер минимальной заработной платы в сумме 4330 рублей.

Конечно, это не повод для самоуспокоения. Тем более что, согласно внесенным изменениям в российское законодательство с 1 января 2010 года минимальная пенсия будет установлена на уровне прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. Сегодня прожиточный минимум пенсионеров, установленный в нашей республике, составляет 7 961 рубль. Это, во-первых, потребует больших средств из нашего бюджета, так как возмещение разницы возлагается на плечи регионов. У нас на это потребуется 1 миллиард 200 миллионов рублей и только 600 миллионов рублей предусмотрено в бюджете Республики Саха (Якутия) 2010 года. При этом мы не можем надеяться на поддержку федеральных властей, так как в проекте федерального бюджета 2010 года на эти цели предусмотрено чуть более 2 миллиардов рублей. В связи с тем, что это очень серьезная проблема я прошу Михаила Викторовича Шмакова подключиться к этому вопросу, так как субъекты самостоятельно не выдержат эту нагрузку. Во-вторых, работники бюджетной сферы, АПК, малого бизнеса попадают в категорию самых незащищенных слоев населения, так как получается, что пенсия выше заработной платы. Исходя из этого, мы обратились в адрес Правительства Республики Саха (Якутия) и Республиканского объединения работодателей с предложением начать переговоры по вопросу повышения минимальной заработной платы с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в республике. Следует отметить, что наше предложение принято и сейчас начинается рабочий процесс.

Профсоюзы отмечают, что в условиях кризиса многократно возрастает роль социального партнерства. Об это упомянул Левинталь Александр Борисович, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ДФО. Действительно сегодня становится важным тесное взаимодействие профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти республики, государственными органами надзора и контроля, органами местного самоуправления, работодателями, политическими партиями, общественными организациями. С учетом этого в апреле 2008 г. с их участием состоялся Совет Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия). Главной темой обсуждения стало взаимодействие в условиях мирового финансового кризиса.

Как никогда становится актуальным вопрос повышения статуса трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, придание на законодательном уровне их решениям характера обязательности для исполнения. К сожалению, сегодня трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются лишь консультативными органами, решение которых носит только рекомендательный характер.

В феврале 2007 года Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) получила право законодательной инициативы. В этой связи, хочу обратиться к опыту законотворческой деятельности Федерации профсоюзов республики Саха (Якутия). Нами подготовлены и внесены на рассмотрение Парламента республики ряд законопроектов, в том числе проект Закона Республики Саха (Якутия) «О внесении дополнений в Закон РС (Я) «О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Проект закона был одобрен депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) и принят 19 июня 2008 года.

Данный закон предусматривает механизм распространения действия Республиканского трехстороннего Соглашения на большинство работодателей и работников на территории Республики Саха (Якутия), что повысит заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, будет стимулировать вступлению руководителей организаций в объединения работодателей, содействовать укреплению и развитию принципов социального партнерства в республике.

Следующей законодательной инициативой профсоюзов Якутии стал проект Закона Республики Саха (Якутия) «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)», предусматривающий принципы и порядок формирования территориальной трехсторонней комиссии, задачи, основные права и порядок работы трехсторонней комиссии на уровне муниципального образования. 19 февраля 2009 г. закон был принят в окончательном чтении народными депутатами и 17 марта 2009 г. подписан Президентом Республики Саха (Якутия) В.А.Штыровым.

Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) также разработаны рекомендации, примерное положение и примерный регламент работы территориальной трехсторонней комиссии.

Так что сегодня с уверенностью можно сказать, что развитие социального партнерства на муниципальном уровне в республике получило серьезную законодательную базу. Слабым звеном в реализации закона является отсутствие третьей стороны социального партнерства – объединения работодателей, и мы работаем в данном направлении.

Кроме того, хочу отметить, что Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) в целях создания законодательной базы для обеспечения участия бизнеса в решении актуальных социальных, экономических и экологических проблем в Республике Саха (Якутия) подготовила и внесла на рассмотрение Парламента республики проект республиканского закона «О социальной ответственности бизнеса».

Данный законопроект устанавливает взаимные обязательства органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов, а также формы их социальной, экономической и экологической ответственности за последствия хозяйственной деятельности для населения республики.

Вместе с тем, рост компаний и структур федерального уровня, действующих на территории республики, убеждает нас в необходимости разработки и принятия Федерального закона «О социальной ответственности бизнеса».

В числе проектов Федеральных законов, подготовленных Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия), принятых Парламентом республики и уже внесенных в Государственную Думу РФ, наиболее важными считаю законопроекты, касающиеся государственных гарантий для северян, новой редакции понятия МРОТ в части не включения в него компенсационных и стимулирующих выплат, механизма распространения коллективных договоров на работников, не являющихся членами профсоюзов.

Отмечая возрастающую роль профсоюзов в условиях финансового кризиса, мы должны усилить взаимодействие профсоюзов с работодателями, проводить встречи в трудовых коллективах с повесткой о перспективах реализации коллективных договоров и планов компаний в условиях кризиса. Мы заострили эту тему в период проведения Всемирной акции «За достойный труд».

В сложившейся ситуации в первую очередь должно соблюдаться трудовое законодательство. В этом отношении опыт Приморских профсоюзов, прозвучавший в докладе Пинского Виктора Витальевича, очень актуален и полезен.

В этой связи, мы предлагаем внести изменения в статью 54 Трудового кодекса РФ в части повышения ответственности за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения, за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Сегодня как никогда возрастает роль первичных профсоюзных организаций, как важного звена работы по защите социально-трудовых прав работников. Хочу выразить искреннюю признательность Председателю ФНПР Михаилу Викторовичу Шмакову и Председателю Федерации профсоюзов Приморского края Виктору Витальевичу Пинскому за то внимание. которое уделяется в последнее время актуальным проблемам работы первичных профсоюзных организаций.

Именно профессионализм, инициативность и настойчивость профсоюзных лидеров и активистов на местах является первой составляющей авторитета и доверия населения к профсоюзам.

Положительный опыт работы первичек, которым можно поделиться, есть в каждом регионе-участнике нашего Форума. По Республике Саха (Якутия) хочу отметить активную работу профсоюзных активистов Национального центра медицины Республики Саха (Якутия) по отстаиванию прав среднего медперсонала, оказавшегося наиболее ущемленным при переходе на НСОТ, потерявшего при этом в заработной плате от 3 до 6 тысяч рублей. Объединив усилия с отраслевым рескомом, они последовательно ставят этот вопрос перед Правительством республики и работодателем. Четкая позиция первички Якутского речного порта препятствует инициативе работодателя, ссылающегося на кризис, по приостановлению действия разделов коллективного договора по социальным выплатам и гарантиям работников.

Активную работу среди молодежи, отстаиванию прав молодых специалистов первички Якутской теплоцентрали, авиакомпании «Якутия». В октябре авиакомпанией подписан новый коллективный договор, в котором существенно расширен раздел «Молодежная политика». В нем предусмотрены выплаты молодому специалисту при приеме на работу всех надбавок. Подъемных в размере 5 окладов, а также субсидии для вступающих в брак, пр рождении ребенка и субсидии для арендующих жилье. Лучшей в области охраны труда является первичка автобазы технологического автотранспорта ХК «Якутуголь», ежегодно направляющая часть собственных средств на реабилитацию пострадавших на производстве.

Отрадно, когда работа первичек находит понимание со стороны работодателя, когда две стороны работают в тесном взаимодействии. Хочу привести пример сельхозкооператива «Амгинский», руководитель которого стал одним из инициаторов создания на своем предприятии профсоюзной первички, председатель которого работает на освобожденной основе, за счет средств предприятия. Это очень важно поскольку наши селяне не должны оставаться без социальных гарантий.

Безусловно, в условиях мирового финансового кризиса приобретает важнейшее значение становление цивилизованных трудовых отношений. В этой связи, считаем необходимым в целях обеспечения равноправия диалога в сфере труда повысить авторитет профсоюзов.

Кроме того, профсоюзы должны всеми возможными способами осуществлять действия по обеспечению защиты социально-трудовых прав наших граждан.

На четвертом заседании Совета Федерации, состоявшемся в апреле 2008 года, по инициативе Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) было принято решение об организации правового всеобуча трудящихся, основными целями которого были определены: коренное улучшение информированности населения, умение отстаивать гарантированные законодательством права и социальные гарантии. Это касается, прежде всего, знания основ трудового, гражданского, земельного, жилищного, пенсионного законодательства. В своем докладе В.В.Пинский справедливо заострил внимание на необходимость повышения грамотности профлидеров.

Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) реализуется план действий по реализации правового всеобуча, созданию единого образовательного пространства. Ведутся учебные семинары для профсоюзного актива, при республиканских комитетах профсоюзов. В отдельных трудовых коллективах организованы Малые академии права, школы правовых знаний, ведется большая просветительская работа с различными категориями населения через библиотечную сеть, а также через СМИ и Интернет.

Хочу отметить, что Федерация профсоюзов республики стала инициатором разработки проекта Концепции повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия), находящейся в настоящий момент на стадии утверждения.

Организация всеобуча станет долгосрочной программой действий по повышению правовой культуры населения с участием широкого круга исполнителей. Партнерами в решении этой проблемы должны стать все те, кто несет социальную ответственность за правовую подготовленность и просвещенность общества – профсоюзы и образовательные учреждения, правоохранительные органы и учреждения культуры и духовности. Безусловно, в данном направлении нужна консолидация усилий всех первичных профсоюзных организаций и координационных советов профсоюзов.

Безусловно, в непростые в социально-экономической сфере времена нельзя допускать сворачивания культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на местах. Наоборот, она должна быть усилена, ведь все это позволяет сплачивать трудовой коллектив, развивать корпоративный дух.

В качестве примера можно привести проведение в 2007 году Спартакиады трудовых коллективов Республики Саха (Якутия), посвященной 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Всего в финалах спартакиады приняли участие около 1 тысячи спортсменов и тренеров команд 21 членской организации Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия). Также основными мероприятиями Спартакиады помимо ее спортивной части стали круглый стол по теме: «Организация физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовой работы в трудовых коллективах», а также смотр-конкурс на лучшую спортивно-массовую работу среди отраслевых профсоюзов Республики Саха (Якутия) в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Одним из одним из самых ярких проектов и событий 2008 года не только в жизни Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), но и для всей республики в целом стало проведение Первого республиканского фестиваля художественного творчества трудовых коллективов Республики Саха (Якутия) «Славим трудом край Олонхо!». Фестиваль сплотил не только трудовые коллективы, он еще теснее сблизил в совместной работе руководителей министерств, ведомств и предприятий и организаций с председателями профсоюзных организаций. Отборочные туры проходили в трудовых коллективах, на уровне отраслевых профсоюзов, затем состоялся республиканский этап, завершившийся гала-концертом на главной театральной площадке республики – Государственном Театре оперы и балета. Всего в Фестивале приняли участие около 80 000 человек из более 2000 трудовых коллективов республики.

Столь большое представительство на Спартакиаде и Фестивале, интерес со стороны населения наглядно доказал востребованность и своевременность таких форм работы.

Особое внимание мы должны обратить нашей молодежи. В этом году мы провели II республиканский молодежный слет, активизировали работу Молодежного совета. Мы учим молодежь в специальной школе молодых профлидеров путем не только лекций, а главным образом в форме дискуссионных заседаний.

В заключение хочу подчеркнуть, что только совместными усилиями мы сможем обеспечить социальную стабильность и повышение качества жизни в условиях кризиса.