Мы работаем, чтобы сделать жизнь лучше!

Новости

Данные на 15 апреля 2024


Профсоюз и руководство компании  «ННК-Приморнефтепродукт» наконец заключили Соглашение по регулированию взаимоотношений между работодателем и профорганизацией на 2024 год. 

В Федерацию профсоюзов Приморского края поступили сведения о трех смертях и шести тяжелых травмах на производстве.

59-летний инженер организационно-планового отдела в/ч 59313-43 МО РФ найден без признаков жизни на рабочем месте.

37-летний инженер-механик предприятия «Русский Краб» во время обеденного перерыва почувствовал недомогание и упал, приехавшей по вызову «скорой помощи» спасти его не удалось. 

Групповой несчастный случай произошел в компании «ЭкоБласт». На территории «Дальзавода» в резервуаре проводилась подготовка к проведению сборочных работ. Из-за возгорания в соседнем помещении 35-летний сотрудник погиб, его коллеги в возрасте 25, 39, 40 и 50 лет отравились угарным газом.

39-летняя бухгалтер ИП Шейнгауз В.Л., выходя из кабинета, упала в обморок и получила серьезную черепно-мозговую...
«Работа председателя профорганизации - это неблагодарный, тяжелый и напряженный в психологическом отношении труд», - Александр Чередниченко

Как рождаются профлидеры, почему одним достаточно просто вступить в профорганизацию и своими профвзносами поддерживать ее работу, а другим не жаль времени и сил для того, чтобы менять условия труда и жизни коллег к лучшему, - об этом мы говорили с Александром Чередниченко, председателем профорганизации «Приморских тепловых сетей», которая работает сразу в трех городах края – Владивостоке, Артеме и Партизанске - и объединяет 16 цеховых организаций.

Александр Чередниченко пришел на предприятие в марте 2000 года - слесарем по ремонту котельного оборудования и проработал в этой должности пять лет.

Виктор Пинский принял участие в заседании 65-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Москва, 18 декабря – Парламентское собрание Союза Беларуси и России планирует интенсифицировать работу в сфере энергетики, транспорта, экономике, промышленности и торговли.

Новости

Михаил Антипенко: «Сегодня профсоюз решает те задачи, что описаны Марксом в «Капитале»


29 Ноя 2016 в 11:03

«У акционерных обществ, работающих в энергетике края, главная задача – получение прибыли  и сокращение издержек, в том числе за счет зарплаты работников, снижения выплат за вредные условия труда. Поэтому работы у нас сегодня много», - признается председатель  Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза» (ВЭП), член Центрального Комитета ВЭП и Совета Федерации профсоюзов Приморского края, заслуженный работник РАО ЭС России Михаил Антипенко.

24 года он возглавляет одну из самых крупных территориальных профорганизаций в составе ФППК. «Электропрофсоюз» объединяет 90% работников предприятий энергетики в крае. В послужном списке Антипенко отраслевые нагрудные знаки, медали, грамоты и дипломы. Третьим в стране из энергетиков он получил награду «За личный вклад в отраслевое продвижение».

О его работе на посту профсоюзного лидера энергетиков края говорят реальные дела. Чего стоило прекращение процедуры банкротства «Дальэнерго» в конце 1990-х, когда Михаил Федорович направил обращение президенту Ельцину. В 2012-2013 гг. он лично принял участие в пикете и митинге энергетиков со всей страны в Москве. Они позволили продлить отраслевое тарифное соглашение на прежних, выгодных работникам условиях.

В советское время ему предлагали перейти на партийную работу, а позже приглашали в Центральный комитет «Электропрофсоюза» в Москву, но он всегда оставался верен энергетике  Приморья. 

- Михаил Федорович, в следующем году будет 25 лет, как вы возглавляете краевую организацию «Электропрофсоюза», а в энергетике вы - полвека. Чем руководствовались, выбирая будущую профессию?

-  Откровенно говоря, выбор был сделан случайно. При поступлении в Дальневосточный политехнический институт узнал, что на механическом  факультете хорошие спортивные секции, а практику студенты проходят в Москве и Ленинграде, тем и загорелся. Правда, поступить было непросто: в 1966 году конкуренция среди абитуриентов была сильна как никогда, поскольку выпускались сразу и 10-е, и 11-е классы. Но при конкурсе 9 человек на место я все-таки попал на факультет. И ни разу не пожалел о том, что стал инженером-теплоэнергетиком. По окончании вуза мог остаться во Владивостоке, но выбрал работу на Сучанской (ныне Партизанской) ГРЭС. Начинал с простого зольщика, прошел дублирование на начальника смены, но срок работы стажером затянулся, я устал ждать повышения, ушел из цеха и вскоре уже работал старшим инженером-инспектором по эксплуатации станции.

IMG_1106.JPG

- В профсоюзе как оказались?

- Я всегда был парнем активным, членом партии, занимался общественной работой, и меня избрали председателем месткома управления Сучанской ГРЭС. Кстати, было и предложение перейти на сугубо партийную работу, но я остался верен энергетике.

А в 1976 году во Владивостоке открылось Производственное ремонтное предприятие (ПРП), и меня пригласили туда работать -  сначала в производственно-технический отдел, а затем доверили руководить технологическим бюро. И вдруг на очередной отчетно-выборной конференции с треском «прокатили» председателя завкома предприятия. По рекомендации Фрунзенского райкома партии на эту должность избрали меня, где я и отработал 10 лет. В 1990-м вернулся на административную работу - на должность заместителя директора ПРП «Дальэнерго». А спустя два года меня избрали председателем Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза», где я и тружусь уже 24 года. Это мой шестой «срок».

- Когда было сложнее работать – в 1980-е или сейчас?

- Сегодня сложнее. Но интереснее. Профсоюз изменился. В советские времена это была школа коммунизма, а КПСС – главным преподавателем. Профорганизации занимались соцсоревнованием, распределяли квартиры, путевки в санатории, детские сады… Сегодня профсоюз решает те самые задачи, которые описаны еще Марксом в «Капитале».

Противоречие между трудом и капиталом налицо. Есть работники, объединившиеся в профсоюз. И есть собственник, который хочет получить максимальную прибыль  после реализации произведенной рабочими руками продукции. Но те, кто на него работают, причем в тяжелых, часто вредных для здоровья условиях, также хотят достойного вознаграждения за свой труд. К компромиссу зачастую прийти сложно.

К тому же, те, с кем мы ведем переговоры, не являются собственниками и, по сути, такие же наемные работники, как и все наши члены профсоюза. И если владельца в назначенном им управленце что-то не устраивает, то он его легко снимает и назначает другого. А нам приходится  выстраивать взаимодействие сначала. 

Другой важный момент. При социализме было плановое хозяйство, и мы знали, что, допустим, на Приморской ГРЭС в соответствии с министерскими нормативами должно быть такое-то количество рабочих, инженеров, экономистов, бухгалтеров. Сегодня же штатное расписание находится в ведении руководителя акционерного общества. И он сам решает, нужны ли ему, предположим, инженеры по охране труда. Прибыли они не приносят, а значит, зачем держать четверых, - и двое справятся.  И так во всем.  Поэтому проблем с нарушениями трудовых прав у приморских энергетиков хватает, а значит, и работы у «Электропрофсоюза» края тоже.

В последние годы энергетикам региона  приходится непросто. Работодатели ссылаются на экономический кризис, не хотят индексировать зарплату, снижают, а то и убирают  премию, увеличивают отпуска без сохранения зарплаты. Три года назад нам удалось переломить ситуацию, проведя ряд акций протеста в масштабе страны, но проблем все равно хватает.

IMG_1046.jpg

- Ваш профсоюз по-прежнему один из крупнейших в крае, хотя и его коснулась тенденция сокращения членства.

-  Сегодня в наших рядах - около 9 тысяч человек, не считая пенсионеров. А были времена, когда нас было почти вдвое больше - 17 тысяч. Но хочу подчеркнуть, что мы теряем людей не потому, что они разочаровываются в профсоюзе, а потому что энергетика региона теряет целые предприятия. Раньше у нас было более 20 первичек, а сегодня 11. Исчезли трест «Дальэнергострой», в который входили 6 предприятий, «Дальэнергоспецремонт»,  строительные организаций при ТЭЦ, не смогли мы отстоять «Дальэенргосетьпроект», ликвидированный по команде сверху.

А в тех компаниях, что остались, идет реформа по сокращению численности работников. Когда тарифа не хватает, субсидии нет, а выживать надо – издержки ложатся на плечи персонала. И в лучшем случае, чтобы избежать сокращения штата, руководство предлагает работникам брать 1-2 дня в месяц отпуск без сохранения зарплаты. Это позволяет сократить фонд заработной платы хотя бы на 10%. 

- То есть, ситуация в энергетике края оптимизма не вызывает?

- Честно говоря, да. Поднимать тариф не позволяют доходы населения.  Оставлять его прежним – значит, надо дотировать энергетику, ведь затраты растут. Причем, зарплата энергетиков генерации составляет всего 9-10% от тарифа. Поэтому даже если сегодня они будут работать бесплатно, то 90 копеек с рубля потребителю все равно придется платить.   

Тендерная система выбора подрядчика себя не оправдала. Доходит до абсурда – компания-победитель часто не имеет нужной техники, достаточного количества персонала и берет работников «взаймы» у других. При этом профсоюза на таком предприятии, сами понимаете, нет, защищать права работников некому, никто им сверхурочные и премии платить не будет, хорошо, если хотя бы зарплату вовремя выплатят. Но люди соглашаются на эти условия, потому что нуждаются в работе.

Но самое главное, на рынке сегодня сплошь частные компании.  А у них совсем другие цели и приоритеты. Если главной задачей «Дальэнерго» было бесперебойное и надежное энергоснабжение промышленности и потребителей края, то любое акционерное общество  в первую очередь нацелено на получение прибыли. И это мгновенно отражается на работниках. Ведь как можно увеличить прибыль? Только сократив издержки, в т.ч. заработную плату.

Так, на некогда крупном предприятии «Дальэнергоремонт» в лучшие времена работали более 1300 человек (100% членов профсоюза), сегодня - менее 300, а само оно находится на последней стадии банкротства.

Еще один пример. Стоило «Энергоремонту» на Приморской ГРЭС перейти в частные руки, как людям, чтобы что-то заработать, приходится трудиться по 12 часов в день. По негласному распоряжению, которое строго соблюдается, чтобы получить прибавку к зарплате, нужно отработать не менее 200 часов в месяц. Это рабский труд. Приходим на предприятие, запрашиваем положения об оплате труда, о премировании, - в ответ тишина. Коллективного договора на предприятии нет. Есть локальные нормативные акты, но профсоюз их не подписывал.

Тем временем на предприятии трудится 300 человек, и более половины из них уже написали  заявления в профсоюз. Избранный профком обратился к работодателю с требованием заключить Коллективный договор. И с этого момента на профсоюз началось откровенное, неприкрытое  давление. Мы обратились в Пожарскую районную  прокуратуру с просьбой организовать на предприятии проверку соблюдения трудовых прав работников, и сегодня она проводится с участием наших инспекторов.

IMG_1064.JPG

-  Речь идет о Лучегорске, где недавно объявляли голодовку угольщики ЛУРа – другого подразделения «ДГК».   Сегодня это одна из болевых точек на карте рынка труда Приморья?

- Ситуация там действительно тревожная. В Лучегорске находится самая крупная электростанция  на Дальнем Востоке, которая одна несет большую нагрузку, чем электростанции края, вместе взятые. В последнее время, приезжая туда в командировки, обратил внимание на количество объявлений о продаже квартир. Люди уезжают сами, отправляют детей учиться во Владивосток, Хабаровск и мечтают, чтобы те там закрепились. На другом градообразующем предприятии – ЛУРе – ситуация не лучше, чем на ЛуТЭКе. Какое будущее у этого и  других поселков и моногородов края? Энергопредприятия края сегодня остро нуждаются  в финансовой поддержке государства.

- Ваше отношение к спецоценке условий труда в энергетике Приморья? 

- На наш взгляд, методика оценки вредных факторов по СОУТ далека от совершенства. Она не направлена на то, чтобы сделать труд более здоровым. Но зато способствует решению главной задачи собственника бизнеса – увеличению прибыли. Такие факторы, как шум, температура окружающей среды, освещенность, эмоциональная напряженности труда отныне не нормируются. В результате условия труда ухудшаются,  работникам предоставляется все меньше компенсаций, и предприятие экономит на выплатах. Защитить права работников становится все сложнее. Недавно мы проиграли суд первой инстанции по обращению работников Партизанской ГРЭС, но подали апелляцию и будем продолжать бороться.

Вместе с другими отраслевыми профсоюзами страны мы выступаем за внесение поправок в действующее законодательство о СОУТ. Ведь помимо экономической задачи перед профсоюзом стоит другая, не менее важная – охрана труда. А нарушений в этом плане хватает. Сколько было смертельных случаев, когда люди в прямом смысле сгорали на производстве!  А экологическая обстановка! Я хорошо помню, как пришел устраиваться после вуза на Сучанскую ГРЭС, в белой нейлоновой рубашке, которая осталась чистой после того, как мне устроили экскурсию по станции. И помню, как прошелся не так давно по Владивостокской ТЭЦ-2, до того как ее перевели на газ: не переобуйся я в сапоги – набрал бы полные ботинки золы.  Оборудование на предприятиях энергетики изношено, модернизации практически не происходит, люди теряют здоровье, а в выплатах за вредность им теперь отказывают на законных основаниях, ссылаясь на СОУТ.

IMG_1097.JPG

- Вы являетесь куратором «Электропрофсоюза» в ДФО.  Как выглядит Приморье в сравнении с другими дальневосточными территориями в плане нарушения трудовых прав энергетиков?

- Я бы сказал, что у нас дела обстоят совсем не плохо. В Приморском крае охват энергетиков профсоюзным членством выше, чем на других территориях, – около 90%, - а значит, профсоюз сильный, и работодатели с ним вынуждены считаться. Но это не повод расслабляться, мы продолжаем наращивать свои ряды, работаем с вновь создаваемыми предприятиями. Так, например, в скором времени к нам присоединится коллектив котельной «Снеговая» (ТЭЦ «Восточная»), а это около 100 человек.

Кроме того, стараемся активно привлекать в наши ряды молодежь. В крупных организациях созданы  и работают молодежные советы, присматриваемся к их лидерам и активистам, формируем профсоюзный резерв.

- Ваше  пожелание энергетикам края?

- Вступать в профессиональное объединение, если вы еще не с нами, и быть смелее. Часто люди жалуются на проблемы, но боятся озвучивать их работодателю, даже при нашей поддержке. Не надо бояться. Грозят массовым сокращением? Промолчите – всех действительно сократят. А если выступите единым фронтом – работодатель очень хорошо подумает.

У «Электропрофсоюза» большой авторитет. Это один из немногих профсоюзов России, представители которого дважды в год встречаются с главой профильного министерства.  И это взаимодействие очень эффективно. Руководитель Минэнерго Александр Новак лично помогал разрешать противоречия в период ведения переговоров по заключению отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике.

Не без гордости хочу заметить, что Отраслевое тарифное соглашение у энергетиков - одно из лучших в стране.  В нем, например, твердо оговорена тарифная ставка рабочих первого разряда – 7194 руб., благодаря чему средняя зарплата рабочих, занятых в энергетике края, – более 50 тыс. руб. Все это – результат работы «Электропрофсоюза».

И чем шире и сплоченнее наши ряды, в том числе в Приморье, тем громче и весомее наш голос, тем убедительнее наши аргументы, тем более защищены все, кто трудится сегодня на энергопредприятиях региона.