В последние десятилетия мир переживает переход от «индустриального общества» к «обществу информационному».
Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Людьми все чаще используются такие понятия как «информация», «информатизация», «информационные технологии» и т.д.
Информационная работа в профсоюзах на современном этапе служит мощным организационным фактором, скрепляет всю профсоюзную структуру снизу доверху, является каналом распространения имеющегося коллективного опыта в целях его использования в практической работе по защите прав и интересов трудящихся. Рассматривая информационное пространство как совокупность информационных сфер, в которых реализует свои интересы публичная власть, общество и граждане, необходимо отметить все возрастающий интерес к деятельности общественных организаций, в том числе и профсоюзных. В общественном сознании и средствах массовой информации проблемы современного профсоюзного движения не находят адекватного отражения. По устоявшемуся мнению, профсоюзы отстают в освоении передовых технологий, информационная работа финансируется недостаточно, а проводится разрозненно, хаотично, эпизодически – от одного мероприятия до другого. Существующая отрицательная мотивация профсоюзного членства объясняется тем, что многие работники не владеют информацией, чем же сегодня занимаются профсоюзы в целом, и конкретно на отдельно взятом предприятии. Такое положение дел во многом является следствием недостаточного внимания территориальных и их первичных организаций к информационной сфере.
Данное положение удовлетворяет определенные слои общества, которые видят некую угрозу в единстве профсоюзного движения и как следствие – реалии современного профсоюзного движения не находят реального отражения в общественном сознании и средствах массовой информации. Основной причиной данного положения в информационной работе является недостаточное внимание профсоюзных организаций к ее проведению, отсутствие мотивации внедрения в работу современных информационных PR-технологий. Между тем, формирование благоприятного информационного поля – одна из главных задач при формировании у нас в стране гражданского общества.
К основным задачам единой информационной политики профсоюзов бесспорно относится следующее:
- Формирование общественного мнения в интересах трудящихся и профессиональных союзов, привлечение внимания общества к проблемам, решения которых добиваются профсоюзы, разъяснение стратегических целей и задач профсоюзного движения, формирование у большинства населения устойчивого положительного отношения к профсоюзам, формирование у членов профсоюзов и трудящихся негативного отношения к работодателям, нарушающим трудовое законодательство (пропагандистская задача)
- Формирование имиджа профсоюзов как основного и наиболее дееспособного в Российской Федерации общественного объединения , последовательно отстаивающего права трудящихся на всех уровнях, от местного - до федерального (задача построения имиджа)
- Распространение информации о деятельности профсоюзов, о функционировании институтов социального партнерства, об организации и проведении коллективных действий, их целях, задачах и результатах (агитационная задача);
- Обеспечение информационной связи между различными звеньями и уровнями профсоюзного движения, постоянной информированности профактива о деятельности профсоюзных органов, о новых законодательных актах и действиях исполнительной власти, об оценке общественно-политической ситуации с позиций профсоюзов, о передовом опыте работы профорганизаций (организационная задача)
- Лбобщение и анализ информации о деятельности профсоюзов и ситуации в обществе, изучение и распространение опыта членских организаций по взаимодействию со СМИ, популяризация передового опыта с целью совершенствования форм и методов профсоюзной работы, выработки стратегии профсоюзного движения (идеологическая задача).
С чего начать?
По утверждению специалистов, основной причиной, тормозящей процессы освоения информационных технологий, открытости и гласности – являются руководители профсоюзных структур, тяготеющие в своей деятельности к консерватизму, инертности в решении новых задач, диктуемых настоящим временем. Так с чего начинать? Ответ очевиден – с себя. Начать с изменения своего персонального отношения к вопросам коммуникационных связей, отношения к работе со СМИ, организации работы своего персонала, с применением новейших информационных технологий, решения финансовых вопросов, связанных с затратами на данное направление в деятельности, предусматривая выделение средств на это в своих финансовых планах всех уровней, отдельной строкой. Одним из первых шагов в данном направлении должно стать устранение технического отставания членскими организациями, что даст возможность вступления их в общий информационный поток. Необходимо обеспечить доступ для широких слоев населения города к объективной и достаточной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, обоснованности правовых актов и норм, регулирующих трудовые отношения. Это требует от руководителей членских организаций повышения профессионального уровня .
Руководителям профсоюзных объединений требуется сегодня осознать потребность в наличии мотивации внедрения в работу информационных PR-технологий. Техническое оснащение оргтехникой, фото, аудио аппаратурой, средствами телефонной и факсимильной связи, подключение их к Интернету – важнейшее условие современного функционирования профсоюзных организаций. Работников, отвечающих за эту работу, в первую очередь необходимо учить. Ведущая роль в данном процессе должна принадлежать Учебному центру ФППК.