Выступление председателя Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза военнослужащих на П краевом профсоюзном форуме
Уважаемый президиум, уважаемые участники форума!
Общероссийский профессиональный союз военнослужащих одно из немногих профсоюзных объединений созданных уже в постсоветский период. Приморская краевая организация ОПСВ формировалась фактически на пустом месте. Нам не досталось наследства в форме какой-либо недвижимости, работодатели автоматически не перечисляют на наш счёт определённой процент денежного довольствия, как членские профсоюзные взносы.
При отсутствии законодательной и нормативной базы, регулирующей порядок создания и деятельность организаций профессиональной защиты прав военнослужащих непосредственно в воинских частях, нам приходится фактически скрывать тех военнослужащих контрактной службы, которые входят в профсоюз.
Основная официальная составляющая Приморской организации профсоюза военнослужащих в настоящее время - несколько сот военных ветеранов добросовестно, исключительно на общественных началах, борющихся за соблюдение прав и действующих силовиков и военных пенсионеров. Они объединены в 15 местных отделений, работающих в городах и районах с наиболее компактном проживанием военнослужащих.
По федеральному закону «О статусе военнослужащих» профессиональные военные и могут, вроде бы, состоять в общественных объединениях, но вот участвовать в их деятельности только «не находясь при исполнении обязанностей военной службы». А находятся они практически круглосуточно. Это в случае получения какой-либо травмы, командование всё сделает, чтобы доказать, что не находился данный военнослужащий при исполнении служебных обязанностей и несчастный случай не страховой, а обвинить военнослужащего в нарушении ограничения права на общественную деятельность всегда готово.
При этом вопрос профессиональной защиты прав военнослужащих, военных ветеранов, членов их семей сегодня стоит настолько остро, как не стоял никогда в постсоветское время.
Военная реформа, проводимая руководством министерства обороны, с одной стороны ведёт к массовому увольнению, прежде всего, офицерского состава армии и флота, с другой – к социальному расслоению по материальному положению среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Из 355 тысяч офицеров, проходящих военную службу в настоящее время, через 2-3 года должен остаться только 150 тысяч. Сотни военных городков будут расформированы с ликвидацией жизненно важной инфраструктуры: госпиталей, учреждений культуры, жилищно-эксплутационных служб.
При этом офицерская пенсия сегодня уже не позволяет военным пенсионерам не работать, как в советское время, а трудоустройство в возрасте 45 – 50 лет крайне затруднено, тем более при проживании в брошенных военных городках.
В настоящее время более 40 тысяч граждан Приморского края являются пенсионерами различных силовых структур. По соотношению к общему количеству населения, данный показатель Приморья ведущий в Российской Федерации. Учитывая и действующих силовиков, каждый пятый житель края напрямую зависит от уровня социально-экономического положения военнослужащих и военных ветеранов.
Именно поэтому защита прав и гарантий ветеранов силовых структур для военного профсоюза Приморского края одна из основных задач.
Мы много смогли сделать за последние годы – право на получение военными пенсионерами страховой части трудовой пенсии за проработанное время на гражданке; жёны военных получили право при назначении пенсий на зачёт 5 лет страхового стажа за время вынужденной безработицы при проживании в отдалённых гарнизонах. Мы добились восстановления выплат жилищных субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках; реального исполнения законодательной нормы, определяющей государственные обязательства по ремонту индивидуальных жилых домов родителей и членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Мы смогли отбить ряд попыток ведомства господина Зурабова лишить вдов и родителей погибших военнослужащих права на получение ежемесячных денежных выплат, вместо отмеченных льгот, как якобы не достигших нетрудоспособного возраста.
В то же время становится всё более понятным, что реальные проблемы дальневосточных ветеранов становятся неактуальными для московских военных руководителей. Принимаемые ими решения по наиболее важным социально-экономическим аспектам статуса ветеранов военной службы частенько не учитывают специфики условий проживания на Дальнем Востоке, а порой просто дискриминационны по отношению к ним. Один только вновь установленный порядок безвозмездного проезда на лечение чего стоит!
Громогласно заявляя о необходимости улучшения демографического ресурса в дальневосточных регионах, по сути, делается всё для массового отъезда отсюда увольняемых военнослужащих, наиболее грамотных, физически развитых, организованных граждан, умеющих и отдавать приказы и их исполнять.
Если только не считать решения засчитывать служебное жильё по последнему месту службы исполнением обязательств государства по выделению квартир в избранном месте жительства, тем самым вынуждая бывших военных пожизненно оставаться в гарнизонах, насильно становиться дальневосточниками.
Но подобное, по сути, «крепостное» право никогда никого до добра не доводило и чревато очень печальными последствиями.
Нас крайне беспокоит и так называемая «оптимизация» военных медицинских учреждений. Их резкое, в разы, сокращение вполне возможно приведёт к вынужденному отказу от исполнения одной из немногих льгот, ещё оставшихся у военных ветеранов – права на лечение в госпиталях и отдых в санаториях Министерства обороны.
Фактически рушится последняя составляющая триединой мотивации граждан посвятить себя профессиональной военной службе: большая, чем на гражданке пенсия; жильё в избранном после увольнения месте жительства; пожизненное медобеспечение. Неужели господа – товарищи в Минобороне не понимают – молодые офицеры видят такое отношение к ветеранам и делают соответствующие выводы о перспективах своей дальнейшей службы. А также, что их ждёт после увольнения в запас.
К сожалению, у профсоюза военнослужащих нет необходимой законодательной и нормативной базы для работы непосредственно в воинских частях. А проблем там, требующих общественного воздействия немало.
Я уже упоминал, в начале своего выступления, о социальном расслоении в воинских коллективах.
Упорно не исполняется Указ Президента Российской Федерации об уравнивании должностных окладов офицеров, занимающих равноценные должности в различных силовых структурах. Ну не должно быть так, что начальник пограничной заставы, отдельной роты по сути, получает денежное довольствие большее, чем командир зенитно-ракетной части, также несущей боевое дежурство по охране государственной границы.
Почему контрактник-десантник 83 бригады ВДВ получает на 30-40 % больше, чем такой же контрактник-десантник из 14 бригады. Только потому, что 83 бригада – воинская часть постоянной готовности, а 14-я, регулярно исполняющая боевые задания часть спецназа, такого статуса не имеет. Парадокс, но социальной стабильности в войсках он не укрепляет.
Принято решение о поощрении наиболее достойных офицеров получением значительно большего денежного довольствия. По каким критериев будут определяться эти «наиболее достойные» офицеры? Кто даст гарантии, что не будет субъективизма лично командира при их назначении? И поощряться будут не лучшие, а более удобные? Кто это проконтролирует?
Перевод войск на контрактную службу уже показал ряд негативных тенденций. И насильное делание из вчерашних срочников военных профи, и попадание в казармы люмпенизированных, маргинальных, порой и криминальных элементов.
При этом общественного, гражданского контроля над повседневной жизнедеятельностью Вооружённых Сил так и не предусмотрено. Уже более 10 лет стоит вопрос о разработке и принятии закона о профсоюзе военнослужащих. Вопрос актуален, но так и не решается. Может решить его иначе, есть федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» - добавить туда дополнительную статью, и узаконить право на профессиональную защиту?
Конечно, в деятельности военного профсоюза есть свои особенности. В военной среде даже не может стоять вопрос о заключении какого-либо коллективного договора. Но вот при подписании, а главное соблюдении и исполнении основных положений индивидуальных контрактов, профсоюзная помощь крайне необходима.
Нам не нужно заботиться о страховании военных, в отношении каждого из них это делает государство в обязательном порядке. Однако добиться выплаты всех положенных страховых сумм не всегда просто, особенно предназначенных членам семей. И роль профсоюза при этом значительна.
Статус, права, льготы, гарантии военного профессионала должны неукоснительно исполняться. Проводя ежегодно весенние и осенние общекраевые массовые акции военной общественности в защиту социальных и экономических прав военнослужащих, военных ветеранов, членов их семей «Смотр-поверка ветеранов силовых структур», краевая организация военного профсоюза постоянно привлекает в свои ряды новых членов и союзников. Наша стратегическая цель - создание комплексной эффективной системы правовой и социальной защиты граждан в погонах. И профсоюз военнослужащих готов занять своё достойное место в такой системе.
Военный профессионал должен быть профессионально защищен!